Япония. Слоновья голова

Кагава

Одной из главных достопримечательностей префектуры Кагава (север острова Сикоку) считается религиозный комплекс, сложившийся у горы Дзодзудзан. В дословном переводе название горы означает Слоновья голова. Вероятно, склонные к сравнениям и пышным эпитетам японцы увидели в очертаниях этой горы что-то похожее на голову лежащего на земле слона.

Святое предназначение Дзодзудзан проявилось еще в незапамятные времена. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, сделанные у подножия горы. Здесь обнаружили ряд древних могильников, содержавших предметы, которые, по мнению специалистов, относятся к протосинтоизму, в частности были найдены бронзовые колокольчики, явно имевшие ритуальное значение.

Характер сложившегося в дальнейшем в этих местах культа определялся географическим положением Слоновьей головы. От нее до берега Внутреннего моря Сэтонайкай — всего лишь дневной переход. На этом побережье едва ли не все основные занятия местных жителей были связаны с морем. Здесь жили рыбаки, перевозчики грузов (в Древней Японии основным видом транспорта являлось каботажное плавание), купцы, строители шхун, пираты. Естественно, все их помыслы были обращены к богу моря. Храм своему главному небесному покровителю они воздвигли на вершине горы Дзодзудзан, издавна считавшейся священной. Дата строительства храма неизвестна. Произошло это примерно 2 тысячи лет назад.

Дорога к храму была нелегкой. Гора возвышается на 521 метр над уровнем моря, поэтому верующим приходилось карабкаться по узкой тропинке к вершине. Кроме бога моря, в храме почитали и дух Омононусино Микото — исконно японского божества, способного оказывать помощь верующим в делах медицины и коммерции.

С началом проникновения в Японию буддизма (середина VI века) характер верований местных жителей стал претерпевать постепенные изменения. Государственные деятели Японии постарались смягчить противоречия двух религий, найти в них что-то общее. Синтоистские божества сливались с основными фигурами буддийского пантеона, исконно индийские святые обогащались чертами, почерпнутыми из религиозных воззрений жителей Китая. Кореи. Японии. Произошла и соответствующая подвижка в характере храма, построенного на Слоновьей горе.

Однажды на ее вершину взобрался буддийский священник. Помолившись, он мысленно попросил бога-охранителя буддистских ценностей Кумбхиру взять под свое покровительство Слоновью голову. (Изначально этим богом считался крокодил, обитавший в священной реке Ганг, которого со временем стали почитать как Великое воплощение самого Будды.) Монах посчитал, что характер бога-крокодила, связанного своим рождением с водой, поможет морякам, рыбакам и рисоводам Сикоку не хуже синтоистского бога моря. Отсюда и новое название храма — Компира (т. е. имя Кумбхира. приспособленное под японскую фонетику).

Со временем у подножия горы, там, где начиналась дорожка к храму, вырос городок Котохира, служивший в основном местом ночевки для странников, следующих к храму Котохирагу. Улица Омотэ-сандо, проходившая через весь городок, была застроена гостиницами, столовыми, сувенирными лавками. Когда солнце печет особенно сильно, хозяева торговых заведений радушно приглашают прохожих заглянуть в магазин или ресторанчик, чтобы выпить чаю. А если дождит, охотно снабжают пилигримов зонтиками, не требуя за это никакой платы. Расчет прост: на обратной дороге, занеся зонтик, путешественник что-нибудь может купить в лавке.

Город Котохира, остров Сикоку
Город Котохира, остров Сикоку

Над шумной улицей царил огромный каменный фонарь Такадокоро, служащий ориентиром и маяком в вечернее время для богомольцев, идущих к храму. Высота Такадокоро составляет 27.6 м. Это самый высокий в стране каменный фонарь. Он был построен в 1865 году на деньги Клуба паломников долины Сануки. Фонари поменьше освещают дорогу к лестнице, ведущей в гору. Каменные ступени ее так же. как и каменные фонари по бокам дороги, были преподнесены в дар храму богомольцами.

Пройдя под каменными воротами-mopuu в синтоистский храм, люди оказываются на площадке, от которой вверх ведет длинная лестница. В ней 785 ступеней. Преодолеть их под силу лишь хорошо подготовленному путнику. Но среди богомольцев нередко встречаются и старики. Для не уверенных в собственных силах существует специальная служба доставки. Двое крепких носильщиков вскидывают на плечи паланкин с богомольцем и тащат его 225 ступеней вверх, к Главным воротам. (Для россиян, не избалованных подобным сервисом, посещение Котохирагу может стать любопытным приключением. Правда, такая поездка обходится недешево — 5 тысяч иен.) Далее — лишь на своих двоих. Но. пожалуй, ни один житель Котохиры, ни один паломник не согласится с идеей постройки канатной дороги на Слоновью голову. Святость этого места надо прочувствовать, если не сердцем, то хотя бы ногами.

А истертые миллионами ног ступени каменной лестницы взбегают все выше и выше. С 785-й ступени открывается вид на Главный зал храма. Он построен в 1918 году. Высота здания — 18.5 м. Стены, потолки, двери и даже полы украшены богатой резьбой с изображениями цветов, птиц, зверей, как настоящих, так и мифологических, мужчин и женщин в богатой одежде, богов и богинь японской мифологии. Чтобы оплатить мастерам работу по художественной резьбе, деньги собирали по всей Японии в течение 40 лет.

В комплекс храма входят сокровищница и музей. Там, в частности, можно ознакомиться с работами великих японских художников Маруяма Окё (1733-1795) и Мурата Танрё (1872-1914). Всего же в музейных запасниках насчитывается около 6 тысяч единиц хранения, многие из которых отнесены к категории национальных сокровищ. Любоваться ими могли лишь служащие храма. Для богомольцев двери музея открывались лишь в дни религиозного праздника Дайсэндза-сай, проводимого 1 раз в 33 года. Но с 2004 года постоянный доступ к этим культурным реликвиям открыт для всех посетителей храма.

Рядом ворота Сакаки-но мон. С ними связана любопытная легенда. В 1584 году военный отряд из княжества Тоса захватил храм и сжег многие сооружения. Но небесные покровители Компиры наказали предводителя отряда приступом бешенства. Испугавшись, он приказал за один день построить новые ворота. Вскоре работа была выполнена, но в спешке один из столбов установили вверх ногами. Когда в 1879 году было решено обновить ворота, этот столб, как священную реликвию, перенесли в музей.

От Главного зала открывается великолепный вид на долину Сануки. Кстати, окружающая местность считается памятником природы и заповедником для птиц и бабочек. С другой стороны площадки установлен огромный пароходный винт. Это подарок от судостроителей Сикоку богу моря.

Если у богомольцев и туристов еще остаются силы, им предоставляется возможность добраться до Идзутама дзин-дзя, или Внутреннего храма. Это еще 583 ступени вверх, к гребню горы. Если у Главного зала всегда оживленно, толпятся люди, то вокруг Внутреннего храма тишина и малолюдье. Преодолеть 1368 ступеней дано не каждому.