Виллы императоров
В ведении Агентства Императорского двора находятся также две загородные виллы императоров — Сюгакуин Ри-кю и Кацура Рикю.
Еще более глубокое впечатление производит на гостей Киото другая императорская вилла — Кацура Рикю. Обустраивать этот участок земли в 1615 году принялся брат императора — принц Тосихито. Первые постройки виллы отличала изысканная простота, характерная для вкусов талантливого и высокообразованного принца. Однако сам он не успел насладиться красотой дворца. После его смерти вилла пришла в запустение, с которым вскоре сумел справиться сын Тосихито — принц Тоситада. унаследовавший многие таланты отца. Для завершения строительства и особенно для планировки прилегающего сада принц пригласил одного из наиболее известных мастеров этого дела — Энею Кобори. которого ныне искусствоведы именуют не иначе как Шекспиром японского паркового искусства.
В 1883 году ансамбль Кацура Рикю перешел в собственность императорского двора. И с тех пор он называется императорский дворец Кацура.
Ансамбль дворца занимает площадь 7 га. В центре находится большой пруд с пятью островками, соединенными ажурными мостами из камня и дерева. Повсюду установлены каменные фонари и чаши для воды. Главная особенность парка — постоянное «движение» пейзажа. Проходишь несколько шагов — и пейзаж вдруг меняется, открывается новыми сторонами, новыми прелестями. Водное пространство то исчезает, то открывается в новом обрамлении. За каждым поворотом ждет новая картина, еще прекраснее предыдущей.
Основные здания виллы — Косёин. Тюсёин и Синготэн -построены в стиле старой японской архитектуры. Нависающие карнизы их крыш создают особый ритм всего архитектурного ансамбля. Веранды, выходящие прямо в сад. а также комнаты, спрятанные за раздвижными стенками, позволяют любоваться луной и открывающимся ландшафтом, неощутимо меняющимся каждый день, а то и каждый час со сменой погоды. Граница между внутренним и внешним пространством практически отсутствует. Составной частью дворца являются чайные павильоны Гэппаро. Сёкинтэй. Сёкатэй. Сёикэн. Экскурсоводы обязательно обращают внимание гостей на мощенное камнем пространство перед входом в Косёин. называя его «самой красивой в Японии каменной мостовой». Функциональность и гармония сооружений виллы получили всемирную известность.
Ознакомление с императорским Киото можно завершить в парке Окадзаки, расположенном чуть восточнее комплекса императорских дворцов. Это пожалуй, ядро культурной жизни Киото. На 9 га парковой зоны расположены святилище Хэйан. Киотоский муниципальный музей искусств. Муниципальный музей традиционных промыслов, Национальный музей современного искусства, Центральная библиотека Киото, муниципальный зоопарк. Парк омывают воды канала Бивако сосуй. берущего свое начало из озера Бива. Каждый из музеев интересен сам по себе и вполне оправдает затраченные на его осмотр время и деньги. Но наибольшее внимание посетителей парка Окадзаки привлекает синтоистское святилище Хэйан дзингу. Оно было построено в 1895 году и посвящено памяти двух исторических личностей — основателя Хэйана императора Камму и последнего из императоров, правивших в столичном Киото. — Комэй. Закладка храма была приурочена к 1100 годовщине со дня основания Киото. Храм представляет собой точную, но несколько уменьшенную в масштабах копию первого императорского дворца, построенного в 794 году. Основные сооружения храма — Хондэн (Главный зал). Зал империи Дайгокудэн. Великие ворота Отэмон и две башни (Башня белого тигра и Башня синего дракона), охраняющие в соответствии с китайской символикой Запад и Восток. К храму ведут большие, высотой 24 м ворота тории из железобетона, выкрашенные киноварью. Храм окружен прекрасным садом.
Особую известность святилищу Хэйан придают храмовые праздники, отмечаемые ежегодно 13 апреля (в честь императора Камму) и 30 января (в честь императора Комэй). А 22 октября в очередную годовщину переноса столицы из Нагаоки в Хэйан здесь проводится Дзидой моцури — Праздник эпох. В отличие от подавляющего большинства отмечаемых в стране моцури, связанных чаще всего с каким-либо религиозным событием или чествованием национального героя. Праздник эпох родился из чувства обиды и ностальгии. Дело в том, что в 1868 году столица Японии была перенесена из Киото в Эдо. который тут же сменил свое название на более звучное — Токио (Восточная столица). Правительственные чиновники вынуждены были перебраться на новое место, за ними потянулись купцы, ремесленники, часть интеллигенции, а гордящийся своими вековыми культурными традициями Киото в одночасье превратился в один из провинциальных центров. (Чувства разочарования и обиды, испытанные в те годы киотосцами.