Системы смазки компрессоров.

0000000802002Система смазочного масла. От конструктивного решения масляной системы винтового маслозаполненного холодильного компрессора и грамотной ее эксплуатации во многом зависят объемные и энергетические характеристики агрегата.

Предупреждение «сухого пуска» винтового компрессора с автономным масляным насосом обеспечивается блокировкой электрической схемы электропривода с масляным насосом. При нажатии кнопки «Пуск» подается питание на электродвигатель масляного насоса и только после повышения давления масла до рабочего запускается электропривод компрессора.

На винтовых компрессорах типа SVK54-2F установлено реле времени в электрической цепи электропривода компрессора, которое отключает питание от электропривода через 7 с при отсутствии давления масла в системе смазки. Кстати, купить смазки, смазочные материалы можно на сайте autoprof.com

Срывы работы масляного насоса при первоначальном пуске, особенно в условиях низких температур рефрижераторного отделения, могут быть полностью исключены при обязательной прокачке масляной системы перед пуском ручным масляным насосом. Прокачку масляной системы агрегата следует проводить, делая не менее 20 движений насосом после момента отрыва стрелки манометра от нулевой отметки на напорной масляной системе. Только после этого можно нажать кнопку «Пуск» для запуска электродвигателя компрессора.

Наличие сложной и разветвленной масляной системы у винтового компрессора требует повышенного внимания к ней для обеспечения ее надежности и герметичности, предотвращения утечки смазочного масла и хладагента. Возможными местами утечек являются: сальник вала ведущего ротора, сальники масляных насосов смазки и системы гидравлики, гидропривод регулятора производительности, многочисленные штуцерные соединения и прокладки на масляной системе.

В связи с изложенным в практике эксплуатации предпочтительны винтовые компрессорные агрегаты с компактной масляной системой, например агрегаты фирмы «Стал». Из опыта эксплуатации известно, что компрессорные агрегаты с винтовыми компрессорами типа S64-3A при норме расхода масла 300 г/ч в промысловых рейсах фактически расходуют масла менее 150 г/ч, а у агрегатов с винтовыми компрессорами типа SVK54-2F расход масла еще ниже. Как мы видели при рассмотрении конструкций винтовых компрессорных агрегатов, по пути создания компактных масляных систем идет и народное предприятие «Кюльаутомат».

Поскольку количество потенциальных мест возможных протечек масла и хладагента достаточно велико, считается необходимым вести постоянный контроль за возможными местами утечек в целях своевременного предотвращения потери масла и хладагента и нарушений режима смазки винтового компрессорного агрегата.

При эксплуатации системы смазочного масла особого внимания требует контроль качества масла. В настоящее время в винтовых холодильных компрессорных агрегатах промысловых судов используется преимущественно холодильное масло ХА-30 (ГОСТ 5546-66).

В некоторых случаях применяются импортные масла. В настоящее время разработаны и прошли испытания ряд новых марок масел для использования в холодильных установках. Наиболее перспективными из этих масел для применения в судовых холодильных установках с винтовыми компрессорами являются минеральное масло ХС-40 (ТУ 3840151-73) и синтетическое масло ПФГ0С4 (ТУ 6-02/807-78). Сравнительные характеристики основных холодильных масел приведены ниже:

Синтетическое кремнийорганическое низкозастывающее масло ПФГОС-4 обладает рядом положительных качеств:

— химическая стабильность в смеси с хладагентами выше, чем у минеральных масел;

— хорошая растворимость в хладагентах;

— срок использования без замены не менее 10 • 103—15 • 103 ч (допускается использование после очистки и осушки);

— может работать в смеси с минеральными маслами (ХА-30, ХС40 и др.) до температуры кипения —55…—60 °С;

— рекомендовано для работы на хладагентах R22, R502, R13B1 и др. при температуре кипения до -75…-80 °С.

Используемое в современных холодильных установках масло ХА-30 обладает целым рядом недостатков, усложняющих условия эксплуатации винтовых холодильных компрессоров, а именно:

— сравнительно высокая температура (-38 °С) замерзания, затрудняющая использование масла при рабочих температурах кипения хладагента в холодильных установках отечественных промысловых судов (—40… -42 °С);

— значительное расслоение масла на компоненты при низких температурах;

— недостаточная химическая стабильность;

— практически полная нерастворимость в аммиаке и резкое уменьшение взаиморастворимости масла и фреонов при низких температурах;

— высокая гигроскопичность.

Поэтому с большим вниманием необходимо относиться к требованиям, регламентирующим использование масла ХА-30 в винтовых холодильных компрессорных агрегатах.