Реализация вероятностных методов

Из статистического анализа большого количества результатов усталостных испытаний гладких и надрезанных образцов диаметром от 8 до 40 мм, моделей и натурных конструкций (лонжероны хвостового и несущего винта вертолета, винты вертолетов, винты самолетов, бурильные трубы и т. д.), изготовленных из деформированных алюминиевых сплавов, видно, что показатель степени а уравнений кривых усталости и (9) по окончательному разрушению практически не зависит от степени концентрации напряжений и поперечных размеров образцов или элементов конструкций и принимает значение, близкое к а = 2. Установленная инвариантность показателя степени кривой усталости к геометрическим параметрам элементов конструкции позволяет производить надежную экстраполяцию кривой усталости в область больших долговечностей (108-1010 циклов) на основании результатов испытаний на 1-2 высоких уровнях напряжений, соответствующих долговечностям 105-107 циклов. Для возможности использования графической экстраполяции кривые усталости целесообразно представлять в координатах. В этом случае кривые усталости изображаются прямыми линиями, которые отсекают на оси ординат отрезок, численно равный пределу неограниченной выносливости. Как следует построенных по результатам десятков и сотен образцов и элементов конструкций, гладкие полированные образцы (линии /-3) и лонжероны несущего винта вертолета с полированной поверхностью (линия 4) имеют предел неограниченной выносливости, отличный от нуля. Для построения кривой усталости в указанных координатах в этом случае требуется провести испытания минимум на двух уровнях напряжения. Кривые усталости для образцов с концентрацией напряжений (линии 5-7) и лонжеронов несущего винта вертолета с натурной поверхностью (линия 8) проходят через начало координат, что говорит об отсутствии предела неограниченной выносливости.

Для построения последних кривых усталости достаточно провести усталостные испытания лишь на одном уровне напряжения.