Как правильно издать свою книгу самостоятельно

Нет такого писателя, который не мечтал бы увидеть свое произведение на полках книжных магазинов. Путь к этой мечте может быть разным. Мы расскажем, где издать свою книгу, каким бывает самиздат, а также подскажем, как составить заявку, которая обратит на себя внимание редактора.

Письмо издателю

Перед каждым молодым автором встает вопрос «Как издать свою книгу?». Первое, что приходит в голову – отправить рукопись в издательство. Начинающие авторы думают, что официальное издание повысит шансы на успех, и не задумываются при этом, как презентовать книгу так, чтобы ее захотели издать. Просто рассылают текст и ждут ответа. А ответ не приходит.

Выбор издательства требует вдумчивого подхода. Мало открыть сайт, найти адрес электронной почты для новых авторов и отправить файл. Продумайте, как выделиться из сотен рукописей, которые ежемесячно получает издательство. И здесь на помощь придет издательская заявка или сопроводительное письмо. Но сначала определяемся с издательством.

Выбираем издательство

  • По жанру
    Книга может вписываться в любой жанр, главное четко понимать его категорию. К примеру, вы пишете фэнтези. Важно понимать, к какому поджанру фэнтези относится книга: городскому, темному или может быть это антиутопия? Изучаете, на каких жанрах специализируется издательство. Если есть серии – смотрите, вписывается ли книга в какую-то из них. Возможно, существует издательство, о публикации в котором вы мечтаете. Но если вы не проходите в него по жанру и прочим критериям, отправлять туда рукопись не стоит.
  • По требованиям
    Открываете сайт, находите подраздел «Авторам» и знакомитесь с требованиями к присылаемым текстам. Например, «АСТ» сразу честно сообщает о том, что не рассматривает фрагменты рукописей и интернет-ссылки на произведения. В «Азбуке-Аттикус» не принимают драматургию, детскую развивающую, деловую, учебную литературу, научпоп, а также анонимные тексты. «МИФ» до недавнего времени не издавал прозу, но ситуация изменилась.
  • По ценностям
    У каждого издательства есть система ценностей. Она легко считывается, когда вы начинаете изучать его работу, издаваемые серии и тематику. Не лишним будет поискать информацию об отношениях выбранного издательства с авторами, изучить отзывы уже опубликовавшихся и даже поискать скандальные новости, вдруг есть и такие. Если ценности не вступают в конфликт с вашими – выбор очевиден.
  • По продвижению
    Издатель будет делать ставку на те произведения, которые принесут доход – материальный или репутационный, а лучше сразу оба. Наведите справки, как продвигаются издаваемые книги. Спойлер: в крупных издательствах в фокус продвижения попадает небольшой процент заведомо перспективных книг. На то, будет ли книга активно продвигаться, влияют такие факторы, как наличие потенциальных читателей и медийность автора, точное попадание темы в предполагаемую целевую аудиторию, количество похожих книг на рынке и успешность этих аналогов. Еще один спойлер: активность писателя тоже влияет на продвижение. Если есть время продвигаться самостоятельно, находить полезные контакты, каналы, посещать презентации, общаться с читателями – шансы попадания книги в фокус возрастают. Для примера – критерии отбора издательства «МИФ».

Пишем издательскую заявку

Представьте, что вы отправляетесь на собеседование. И если успешно его пройдете – вам гарантирована работа мечты. Издательская заявка – то же собеседование, только для произведения. Постарайтесь обозначить его сильные стороны и отличия от книг схожего жанра и тематики, при этом по делу, без лишней информации.
Что должно быть в сопроводительном письме, чтобы его заметили:
  • 1
    Приветствие
    Желательно адресное и конкретное. Для этого узнайте контакты выпускающего редактора или сотрудника издательства, который отвечает за взаимодействие с авторами. Ему и направляйте рукопись.
  • 2
    Несколько слов об авторе
    Если есть заслуги, премии, номинации, публикации – напишите о них. Если вы – медийная личность, блогер, и у вас есть готовая аудитория – об этом тоже стоит упомянуть. Если ничего этого нет, то укажите ФИО, возраст, псевдоним, если собираетесь его использовать. Не забудьте оставить контактные данные.
  • 3
    Презентация произведения
    Укажите жанр, объем в авторских листах (напоминаем: один авторский лист = 40 тысяч знаков с пробелами), краткое содержание в формате аннотации.
  • 4
    Причины, по которым вы выбрали это издательство
    Может быть, вы считаете, что удачно впишетесь в серию, или вам нравятся ценности, которые оно транслирует. Или же оно специализируется на публикации книг подходящего жанра.
Перед отправкой убедитесь, что письмо написано правильно: понятным языком, не содержит грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Редактору будет приятно читать грамотно составленный текст.
К письму приложите синопсис и саму рукопись. О том, что такое синопсис, и как его писать, читайте здесь.
В заявке не стоит:
  • Набивать себе цену, хвастаясь несущественными достижениями
  • Откровенно льстить
  • Писать лишнюю информацию об интересах, проблемах, мнении и суждениях
  • Давать произведению оценки и сравнивать с бестселлерами