Префектура Иватэ

Иватэ

Японцы издавна делили свою страну на две части. Восточная, прилегающая к побережью Тихого океана, считалась «лицевой». Она так и именовалась — Омотэ Ниппон («Внешняя Япония» или «Передняя Япония»). Здесь плотность населения была и остается гораздо выше, здесь возникали основные города, переросшие в мегаполисы, пролегали основные линии коммуникаций, формировались ведущие промышленные центры. Хотя удаленные от столицы северные префектуры вряд ли могут и по сей день похвастаться достижениями урбанизации.

Чем дальше на север, тем местность становится малолюднее. Крупнейшая по площади (15 278 кв. км) префектура на острове Хонсю — Иватэ имеет едва ли не самое малочисленное население (1.4 млн. человек). Виной тому и суровость климата — тут не проходишь зиму, как в Токио, в легкой курточке, и исторические реалии. Освоение островов Японского архипелага племенем Ямато шло с юга. Переселенцы с оружием в руках вытесняли местных аборигенов, отвоевывая себе жизненное пространство. А на это уходили десятилетия, если не столетия.

Тем не менее считается, что эта префектура, входившая ранее в состав провинции Муцу. попала под контроль японского императора еще в годы периода Хэйан (794-1185). Однако на самом деле подчиненность киотоским властям была достаточно условной. Провинцией правила ветвь клана Фудзивара. обосновавшаяся в XI веке в Хираидзуми. Это совсем рядом с владениями князей Датэ (около 80 км на север от Сэндая по автомагистрали Тохоку).

Знакомство с Иватэ начнем с Хираидзуми. Несмотря на нынешнюю «заштатность», этот городок представляет собой, пожалуй, наиболее интересное для туристов место в префектуре.

После поражения в войне с кланом Тайра немногие уцелевшие представители рода Минамото, до того правившего страной, разбежались по дальним провинциям и монастырям в поисках убежища. Юный Есицунэ Минамото (1159-1189) попросил убежища и покровительства у северного клана Осю-Фудзивара, который в то время возглавлял Хидэ-хира (1096-1 187). Покровительство молодому воину из славной семьи было даровано. Он получил не только защиту от мстительных Тайра. но стал фактически членом семьи Фудзивара. приемным сыном Хидэхиры. Вскоре до Хираидзуми дошли известия, что старший брат Ёсицунэ — Ёритомо Минамото — собирает армию, чтобы сразиться с Тайра. Есицунэ немедленно примкнул к брату и проявил себя выдающимся полководцем. Под его руководством армия Минамото одержала ряд побед и в 1185 году нанесла сокрушительное поражение войскам Тайра при Данноура. Молодой полководец пользовался в стране слишком большой славой, ему воздавали слишком большие почести. Завистливый брат обвинил его в измене. Спасая свою жизнь. Есицунэ бежал и стал пробираться на север к своему давнему покровителю. Престарелый Хидэхира с радостью встретил приемного сына, но вскоре умер, передоверив заботы о Есицунэ своему родному сыну Ясухире (1 155-1 189). Но тот не сумел выполнить данное отцу обещание. Еритомо Минамото, узнав о том. где скрывается его младший брат, направил на север мощное войско. Пытаясь спасти свой клан от уничтожения. Ясухира Фудзивара решил выдать беглеца. Узнав об этом. Есицунэ с горсткой верных воинов попытался скрыться, но был окружен воинами Ясухиры и покончил жизнь самоубийством. Ясухира отвез отрубленную голову Есицунэ в столицу, но этот верноподданнический жест не спас его и весь северный клан Фудзивара от разгрома. Еритомо во главе войска выступил на север, захватил Хираидзуми и пленил Ясухиру, пытавшегося бежать на Хоккайдо. Город был разрушен, а имения поверженного клана перешли к победителю — Ёритомо Минамото. Так закатилась звезда славы города Хираидзуми.

С историей тех лет можно ознакомиться в залах городского музея. Но этим не исчерпывается перечень местных достопримечательностей. Гостям Хираидзуми непременно следует посетить монастырь Тюсондзи. ставший «жемчужиной Севера» в годы правления Фудзивара. Потом он пришел в запустение, подвергся пожару. Из монастырских сооружений до наших дней сохранилось здание Кондзикидо, ныне, как в футляр, заключенное в огнеупорный дом-оболочку. В центре зала установлено скульптурное изображение Троицы Амида, окруженное со всех сторон божественными стражниками Дэва и Дзидзо. Под постаментом Троицы похоронены останки трех правителей клана Осю-Фудзивара — Киёхира. Мотохира и Хидэхира. В 1962 году их усыпальницы были вскрыты учеными, и оттуда было извлечено немало сокровищ — одежды, оружия, украшений, вееров. Ныне с этими предметами можно ознакомиться, посетив сокровищницу Санкодзо и сохранившуюся со времен Средневековья библиотеку буддийских сутр Кёдзо.