Индия. Демократия в действии

Индия

Индия — самое большое демократическое государство в мире, где избирательным правом пользуются 500 миллионов человек. Хотя многие ее демократические институты, включая парламент, обязаны своим происхождением Великобритании, способы общественного управления и контроля с незапамятных времен остаются исконно индийскими.

Еще в ведическую эпоху в Индии существовал институт самити — ассамблеи, участники которой выбирали царя. В городах и деревнях избирались также джанапады, представлявшие интересы народа. Общественная ассоциация, на которую была возложена ответственность за управление столицей, называлась городским советом — паура. По всем правовым вопросам совет испрашивал одобрение народа.

На нижнем уровне функции управления принадлежали грам панчаятам — местным деревенским советам. Для решения того или иного вопроса чаще всего созывали сабху (сход). О традиции их проведения говорилось еще в ведах. По мнению известного индолога профессора К. П. Джаясвала, сабха была постоянным законодательным органом, состоящим из самых достойных мужчин, и подчинялась самити. Слово «сабха» означает группу людей, блистательно работающих вместе. Руководил ею сабхапати.

Многие из названных институтов сохранились до настоящего времени, претерпев лишь изменения, отвечающие современным потребностям. В этом смысле уходящая своими корнями в культуру и обычаи прошлого индийская демократия являет собой образец жизнестойкости. Как отметил однажды известный историк и политолог Уилл Дьюрант, Индия — прародина демократии.

Форма правления зависит от прочности традиции всеобщего избирательного права. Великобритании понадобилось более 100 лет для того, чтобы ввести его, индийская же конституция сразу предоставила такое право всем гражданам страны. Конечно, это был достаточно рискованный шаг, если учесть, что миллионы людей в нашей стране жили под гнетом нищеты, отсталости и неграмотности. Но это был и акт доверия. Индийский избиратель оправдал доверие: на всех выборах, проводившихся с тех пор в стране, он демонстрировал исключительно высокое политическое сознание и зрелость.

Наша конституция в основном базируется на Акте об управлении Индией, принятом англичанами в 1935 году. Основатели нашего государства также заимствовали отдельные положения из американской и французской конституций, провозглашавшие принципы всеобщего равенства и братства, а также участия населения в процессе принятия решений. Основной целью индийской конституции является защита права каждого человека самому решать свою судьбу.

Парламент обеспечивает гражданам возможность эффективного осуществления своих прав и выражения своих чаяний через избранных народных представителей. Нижняя палата парламента Лок-сабха (Народная палата) состоит из 542 депутатов, в число которых входят два представителя англоиндийской общины, назначаемые президентом. В верхней палате Раджъя-сабха (Совет штатов) — 245 депутатов, 12 из которых также назначаются президентом. Одна треть ее членов сменяется каждые два года, и, таким образом, срок пребывания депутата на своем посту ограничен шестью годами. По аналогии с двухпалатной структурой центрального органа власти строятся и законодательные органы штатов. Они состоят из Видхан-сабха (Законодательного собрания) и Вид ханпа ришад (Законодательного совета). Независимая Избирательная комиссия назначается президентом, подотчетна только ему и проводит выборы в указанные выше органы.

До настоящего времени в Индии восемь раз проходили всеобщие выборы в Народную палату. Первые из них, в 1952 году, проводили по принципу раздельного голосования, от которого впоследствии отказались. В 1957 году впервые были использованы единые избирательные бюллетени с указанием имен и символов кандидатов. Третьи всеобщие выборы прошли в 1962 году.

Выборы 1967 года, в которых уже не принял участия первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, умерший в 1964 году, ознаменовались глубоким кризисом правящей партии ИНК. После того как два года спустя Конгресс раскололся, его представители оказались в парламенте в меньшинстве, что повлекло за собой роспуск Народной палаты. В начале 1971 года вновь состоялись выборы. Примечательно, что с этого времени выборы в парламент и в законодательные собрания штатов стали проводиться по отдельности.

В 1977 году политический сценарий претерпел серьезные изменения: избиратели впервые доверили власть оппозиции, сплотившейся под знаменем Джаната парти. Однако вскоре народ разочаровался в ней, в 1980 году она проиграла на выборах, и премьер-министром страны вновь стала Индира Ганди. Индийская демократия в те неспокойные годы прошла серьезную проверку на прочность и жизнеспособность.

После убийства в 1984 году Индиры Ганди были назначены восьмые всеобщие выборы. Они не только вознесли на вершину политической власти ее сына Раджива Ганди, но и способствовали консолидации позиций Конгресса, который получил в Лок-сабха абсолютное большинство.

Несмотря на наличие испытанных временем демократических традиций, Индия осуществила ряд дореволюционных мер, направленных на усовершенствование своих демократических институтов. Недавно, например, у нас понижен возрастной ценз избирателей с 21 до 18 лет, чтобы расширить участие молодежи в выборах. Вносится также предложение вновь объединить выборы в Лок-сабха с выборами в законодательные собрания штатов в целях сокращения издержек на их проведение.

Среди обсуждаемых в настоящее время мер — уменьшение размеров избирательных округов. Поскольку расширить количество депутатских мест в Народной палате не представляется возможным, необходимо, вероятно, провести реорганизацию, которая обеспечила бы представительство по языковому, общинному и другим признакам и позволила депутатам парламента поддерживать более тесные связи с избирателями. До сих пор в больших штатах им это не всегда удавалось.

Децентрализация власти — еще одна из проблем, которой уже на протяжении длительного времени занимается правительство. Недавно принята поправка к конституции страны, предоставившая панчаятам большую самостоятельность. Теперь законодатели собираются также расширить права муниципалитетов.

Для развития здоровой демократии необходимо, чтобы правящей партии противостояла сильная объединенная оппозиция. Однако за все эти годы попытки создать две равные по силам партии не увенчались успехом, несмотря на многочисленные «призывы к объединению», с которыми время от времени выступали различные политические фракции. В настоящее время на политической арене действуют три крупные группировки: Конгресс, левые партии и недавно созданный Национальный фронт. Некоторые политические обозреватели считают, что единственным средством сформировать в стране сбалансированную двухпартийную систему является переход к президентской форме правления. Другие же предлагают заимствовать французскую избирательную систему, при которой кандидат может добиться избрания только в том случае, если он наберет более 50% поданных голосов.